Как правильно оптимизировать звук?

В последнее время я начал микшировать в анимации стерео дорожки. Параметры ужасно ничтожны: 64 Кб, 22 Кгц. Но и на 64 килобитах можно создать шедевр, главное - правильно подойти. Начнем с первого вопроса: Что вам нужно? Стерео или моно? 32 или 64? Fast или Best?

В первую очередь из моих личных опытов я выявил предназначение битрейтов в MP3.

8-16 кб (моно, стерео физически не поддерживается) – В основном используют ламеры, которые понятия не имеют о сжатии звука (настройки таковых находятся в Publish Settings). Либо – ну это уж крайность: когда размер мультфильма вырос до самых недопустимых пределов, и звук добавляет к этому еще 3-4 мегабайта, волей-неволей приходится уступить – но как оптимизировать анимацию – это следующий кабинет, мы говорим о звуке. А может просто авторы забыли про звук, да так и оставили в плохом качестве. Все может быть.

20-28 кб. (моно, можно стерео) – Ну средненькое-такое-поганенькое качество, часто 28 килобит используется в длиннющих мп3, типа трансляций радиоэфира.

32-48 кб. (моно, можно стерео) – а вот уже посерьезней. Именно эти параметры лучше всего работают с моно звуком. Рекомендую 48 (в конечном итоге маркируется 40, кто съел 8 килобит ?!! =))
Но тут зайдет речь об основной проблеме, которая мне не дает покоя – так называемое HQ – или высокое качество. Эти параметры вполне подходят для всех видов моно звуков – речь, звуковые эффекты, живая музыка, а вот техно-мелодии эти параметры переваривают с трудом, техно вообще никакие параметры толком не переваривают. То есть это означает – крайне нежелательно присутствие записей с виндовского миди-синтезатора или суперчетких саундов – они просто потеряют свою четкость. Впрочем есть из этого выход – либо открыть миди файлы с помощью других редакторов – типа FL STUDIO или Melody Assistant, которые дадут звучание, отличающееся от виндовского.

А лучше – не парить мозги и открыть суперчеткий файл в звуковом редакторе Sound Forge. Его средствами через команду Resample конвертируем звук в 22 Кгц, качество – 1 (самое четкое) и начинаем обработку. Если же Ваш звук уже был 22 Кгц – приступим сразу к обработке.

Почему именно 22 Кгц, а не 32, или 15, или еще что-то?

Такова уже эстетика флэшового Энкодера – для него родное значение только 5, 11, 22, и 44 Кгц. Другие он воспринимает несколько неправильно – от случая к случаю. А потом – 22 Кгц в сжатии для нас теперь должен стать «родным» форматом, ибо только через него делается ПРАВИЛЬНОЕ сжатие. Хочу добавить – энкодеру абсолютно пофиг битность файла - 8 или 16 бит, ему все равно. Но 8 битные файлы обрамляют амплитуду шумом, что уменьшает вес, но значительно портит качество.

Обработка.

Трудно говорить, как можно по шаблону обработать звук. Все естественно, зависит от самого звука. Но скажу, что удалив супер четкие частоты из нашего звука, мы от проблемы не избавимся, мы сами его запоганим. Как вариант – предлагаю нечто неожиданное:  сделать супер четкий звук – еще супер четче. Бред!! А частенько помогает! Опция – Smooth/Enhance – передвинем ползунок вправо к цифре 2. Когда фильтр mp3 блокирует высокие частоты – звук начинает как бы «плыть», звучание становится водянистым, это воздействие фильтра Noise Reduction (редуцирование шумов). А есть такие частоты, преодолев которые, звук просто становится четким. Если не помогло, пробуйте значение 3, или возитесь с эквалайзером, в области высоких частот – 1.8, 3.6, а также 7,2 (наивысшая частота для 22 Кгц). Только не забудьте перед изменением звука сделать его резервную копию.

56-64 кб (здесь рассмотрим только стерео) – вот и они – два четких параметра. Что уж и говорить – моно здесь будет звучать замечательно, особенно в 64 кб, на частоте-то 44 Кгц!!! Но мы говорим о стерео. Это - два переломных битрейта стоящих посреди категорий низших и высших. Настоятельно рекомендую сжимать стерео звук в 64 и только 64. Есть еще 80, 96, 112, 128, итд, но они слишком высокие и дают большой вес, все оптимизация кроется именно в этом битрейте. Итак:

Речь, моно, стерео, все равно какая – идет как в 32, жмите спокойно – предварительно конвертнув в 22 Кгц

Живая музыка – точно так же, но я бы для лучшего результата порекомендовал 80. Судя по моим наблюдениям, живая музыка жмется в 10 раз лучше, чем ее электронные подобия.

Низкочастотное техно, мрачная музыка, глухие звуки, ветер, можно, постаравшись ужать даже до 56 килобит.

Техно и суперчеткости – плоховато идут. Но об этом впереди.

Самая страшная угроза стерео

Самая страшная угроза стерео – когда звук поплывет. Этот «водянистый» эффект создается путем редукции шумов, и появляется, когда в амплитуде стереозвука один канал РЕЗКО отличается от второго. Рекомендую ослаблять стерео свойства таких звуков, создавать так называемый Joint Stereo. «Без пяти минут стерео» то бишь : )))))

Что еще за суперчеткости такие?!

Я их так называю. Речь идет о так называемых «ударных высокого качества», которые регулярно используются в техно-мелодиях. А также о частоте эквалайзера 7.2, которая отвечает за четкую и чистую дискретизацию звука.

Такова спецификация мп3.

Самое смешное, что некий звук в 64 кб стерео и тот же звук в 64 кб моно будут весить абсолютно одинаково, до последнего байта! В чем же тут прикол? А дело все в том, что это формат MP3. В PCM стерео звук будет весить больше чем моно, сохраняя частоту 1411 кб на 44100 Гц. А в мп3 – 64 кб стерео, значит - два отдельных канала по 32 кб, слитых воедино. И звук по частоте уже становится не 44 Кгц, а 22, так как делится надвое.

Теперь рассмотрим эти суперчеткости. Проблем с ними – ну по уши хватит. Однако создатели MP3 плагина в меру позаботились и об этом, снабдив плагин свойством Quality. Прочитав многие статьи, я увидел, что авторы этих статей говорят, что параметр, дескать необязательный. Это совсем не так. Параметр Quality – один из самых нужных, именно он работает в области суперчеткости.

Fast – То что надо! Быстро энкодится – и пропускает все суперчеткости. Но особо не старайтесь! Иногда суперчеткости могут ТАК намозолить уши – что самому противно станет. Все делаем в меру. Но! Обычно в мелодиях ударные инструменты не подвергаются паннингу и стоят в моно части, то есть убираются при помощи устранения вокала (это для проверки, нам ничего вырезать в звуке не надо). Если же Вы собираетесь энкодить мелодию, в которой ударные НЕ моно, тут Вам и Fast мало чем поможет. Лучше сразу берите сжатие 80 кб. Правда, это будет весить больше, зато качество звука пострадает меньше.

Medium – он medium и есть =). Среднее качество. Глушатся некоторые высокие частоты. Это бывает полезно, если мы уж слишком перехимичили с четкостями и необходимо их слегка приглушить.

Best – наилучшее качество.  Хотя его таковым, знаете, не считаю. Полностью пропадают высокие частоты, звук огрубляется. Но иногда и оно бывает полезно… В чем, я пока еще не понял. Возможно, там, где четкости не требуются =).

Как вы уж догадались, звук до обработки предпримет все попытки, чтобы «поплыть» и испортиться. В это нам поможет прием, уже ранее описанный (см. 32-48 кб). Но некоторая проблема заключается в том, что даже после приема суперчеткости, звук все равно плывет и плывет! Что делать? Предлагаю смириться, потому что на 100% звук в 64 кб никогда не получится сэнкодить. Бейтесь над этим звуком до последнего, чтоб уж он плыл, фиг с ним, но хотя бы не так заметно. В этом помогает режим Joint Stereo, Sound Forge, Cool Edit, и мы вот все-все-все дружные ребята =), и лично я.

Зачем надо было писать все это и разводить большую демагогию?
Сам не знаю. Привычка. Все расписал до подробностей аспектов. То бишь, до мозга костей : ) Надеюсь, что моя скромная статейка окажет Вам большую и реальную помощь в озвучании проектов.

P.S. И самое удивительное, что иногда битрейт 56к даст больший и лучший результат, чем 64к. И еще прикол – если «плывущий» стереозвук превратить в моно – он перестанет «плыть». =Р

Сайт автора: http://www.daylarts.ru

Автор: DJ Kot, почта mve@narod.ru

просмотров — 23215версия для печати ⇒